Вот уже несколько лет промоутер Борис Литвинцев, руководствуясь лишь самозабвенной любовью к музыке, знакомит российскую публику с современным британским блюзом.
Вместе с такими же энтузиастами он отметил 40 лет Led Zeppelin фестивалем в Зеленом театре парка Горького, организовал Summer End Blues Fest. Сейчас он в процессе подготовки очередного этапа своего нового детища - фестиваля The Great British Rhythm & Blues Invasion. Борис Литвинцев встретился с корреспондентом «Известий».
- Почему вы решили работать с блюзменами, имена которых не очень известны широкой публике, что для промоутера-одиночки - огромный риск?
- Риски действительно огромные. Это особенно заметно в регионах, в частности, в городах Золотого кольца, где еще год-два назад концерты британских артистов проходили в филармонических залах при полном аншлаге, а в этом году чиновники ссылаются на «сложную обстановку» и отказываются от сотрудничества. Да и некоторые артисты, напуганные пропагандой, отказываются от выступления в последний момент. Что касается раскрученных имен, то они стоят непомерно дорого, особенно в России. А прекрасные блюзмены, с которыми работаю я, в силу ряда причин соглашаются на совершенно немыслимые в Европе или Америке условия.
- Как вы отбираете артистов?
- У серьезных музыкантов гастрольный график расписан на полгода-год вперед, и часто бывает непросто выкроить свободный уикенд для нескольких концертов в России. Но притягательность новизны, чувство «первооткрывателя» являются для британцев основным фактором при принятии решения. Большинство артистов я знаю давно, с середины 2000-х, когда подолгу жил в Лондоне и проводил вечера в блюзовых клубах. Кого-то мне рекомендовали друзья, в частности, легендарный радио-диджей и промоутер Барри Маршал-Эверитт.
Я слежу за британской рок- и блюз-сценой. Дружу с издателями и авторами блюзовых журналов в Британии. В какой-то степени на выбор влияют номинации на British Blues Awards. В любом случае при составлении фестивального расписания я всегда исхожу из личных вкусов и возможностей артистов.
- Недавно британские и шотландские власти отказались поддерживать культурные проекты, запланированные в рамках года Великобритании в России. Вас это затронуло?
- Да, я слышал об этом, и это еще один фактор риска для промоутеров. Но я работаю самостоятельно. Я в буквальном смысле независимый промоутер. Ни у кого грантов не брал и ни от кого не завишу. Мне важно этим фестивалем перекинуть мостик дружбы между музыкантами двух стран. Чтобы актуальный британский блюз звучал на клубных и филармонических подмостках в городах России. Здорово было бы показать российской публике не только классных британских блюзменов, но и превосходных российских музыкантов, без поддержки которых проведение фестиваля было бы невозможно.
- Какие из концертов, уже состоявшихся в рамках фестиваля, вы считаете наиболее успешным?
- В культурном плане все суперуспешны - люди, приходившие на концерты, были в восторге от взаимопонимания между британскими и российскими блюзменами; от музыки и страсти, которыми музыканты щедро делились со сцены. Это потрясающе - видеть удивление публики, когда, скажем, Иэн Сигал, благодарит сопровождающую группу и говорит: «Вы не поверите, но я играю с этими потрясающими музыкантами первый раз в жизни, а чувствую их надежную поддержку, как если бы мы играли вместе годами!». Если под успехом понимать высокую доходность, то об этом говорить не приходится. Я доволен тем, что всё это пока проходит не в убыток.
- Кого из блюзовых артистов еще планируете привезти?
- В августе приедет один самых виртуозных блюз-роковых гитаристов Британии Джон Эймор. На фестиваль в Рыбинске и пару концертов в Москве «забукирован» Дэнни Джайлз. В сентябре среди прочих будут джаз-блюз-фанк-виртуоз Тони Реми. Приедут бывший гитарист Роберта Планта - Иннис Сайбан; молодой, но уже титулованный Бен Пул.
В октябре в очередной раз привезу блестящего шоумена, гитариста Джимми Си. Ждем великолепного харписта Джайлза Робсона, открывшего фест в январе. В ноябре нас посетят Уилл Джонс - сын саунд-продюсера Led Zeppelin и The Rolling Stones, племянник Эрика Клэптона, участник проекта Sons of CREAM. В третий раз представлю Фрэнка Эша - бывшего гитариста великого Скримин Джея Хоукинса и впервые - дуэт Лорны и Джулза Фозергил из группы Northsyde, получившей в этом году 6 номинаций на British Blues Awards. Возможно, привезу блистательного Рона Сэйера и Тодда Шарпвилла, единственного блюзмена «голубой крови» - он в дальнем родстве с британскими монархами.
- Какое мнение о российских концертах складывается у британских блюзменов?
- Все они отмечают, что публика в России особенная, сопереживающая, возможно, слегка зажатая поначалу, но раскрывающаяся и искренняя. И то, что много красивых молодых женщин бывает на концертах, им тоже нравится. Не было ни одного музыканта, кто не желал бы вернуться в Россию с более масштабным туром и проехать по регионам. Там каждый такой концерт становится событием, о котором помнят и говорят еще долго.