Квартет Wild Beasts 5 декабря выступит в московском клубе «16 тонн» в рамках очередной вечеринки Selector Live, которую устраивает в российской столице Британский Совет и которая была названа в честь радиопрограммы Selector, в эфирах которой появляются самые актуальные британские музыканты. Перед концертом вокалист и лидер группы Хейден Торп рассказал обозревателю проекта Weekend о творческой сознательности, новом альбоме и новых методах работы, и о том, каким будет московское выступление Wild Beasts.
«На этом концерте мы исполним и наши ранние композиции, и самый новый материал. Сейчас мы пришли к такой точке, когда вся работа обрела целостность, тему, проходящую красной нитью. Мне кажется, важно, особенно, когда выступаешь где-то впервые, представить некую предысторию, окунуться в прошлое. Исполнение старых композиций обеспечит плавный переход к новым песням, которые, на мой взгляд, звучат более захватывающе и живо».
История Wild Beasts - почти классическая история британской рок-группы. Будущий вокалист, обладатель одного из самых узнаваемых голосов, Хейден Торп и гитарист Бен Литтл не просто родились и выросли в одном городе Кендал на севере Англии, но еще и вместе учились в школе. Вскоре дуэт перерос в трио - к Торпу и Литтлу присоединился барабанщик Крис Тэлбот, с которым они в 2004 году записали первый мини-альбом и назвали себя Wild Beasts. Вскоре после этого музыканты переехали в Лидс и нашли недостающее звено в лице басиста Тома Флеминга. С 2006 годы Wild Beasts начали довольно регулярно выпускать синглы - арт-рок композиции с гитарами, электронными сэмплами, фальцетом Торпа и замысловатыми названиями, вроде «Brave Bulging Buoyant Clairvoyants», или «The Club of Fathomless Love», а то и вовсе «She Purred, While I Grrred».
«Не думаю, что источники нашего вдохновения изменились как таковые с момента, когда мы только начинали. Просто сейчас мы отталкиваемся от более широкой и насыщенной вкусовой палитры и от понимания этой широты. Когда мы только начинали, то отчасти безразлично относились к тому, что оказывало на нас влияние - это было защитной реакцией. Но когда становишься старше, то начинаешь понимать, что для рождения новых идей свет должен пройти через преграду».
Звучание Wild Beasts с самого начала наталкивало на мысли о кабаре или в принципе о какой-либо театральной постановке. В текстах критики и слушатели усмотрели не только сложные, литературные рифмы и отсылки, но и весьма очевидные сексуальный подтекст - несколько лет спустя, после выхода третьего альбома «Smother», музыканты в интервью и сами говорили о собственной «одержимости сексом».
«Я чувствую, какой скачок мы совершили в вопросе понимания собственной работы. 'Smother' был особенно абстрактным, путанным и туманным. То, что мы записываем сейчас, звучит чище и прозрачнее. Осталось увлечение телесностью, но это происходит интуитивно, как следствие использования большего количества электронных звуков - на мой взгляд, они вызывают больше ассоциаций и ярче описывают ту самую телесность, нежели гитары. Это не значит, что гитар больше не будет, просто их роль стала второстепенной, теперь они служат скорее для создания атмосферы».
Первый полноценный альбом группа выпустила в 2008 году. «Limbo, Panto» состоит из 10 треков, которые были встречены критиками тепло, с использованием таких эпитетов, как «стильные и цветистые». Комплиментов удостоился и голос Торпа, который переходит «от переливчатого фальцета то к сдержанным напевам, то к дикому рыку», и наличие джазовых, диско и даже афро-поп мотивов.
«Не могу выделить какой-то один из наших альбомов, у меня нет любимого, каждый из них сделан с определенным бесстрашием, чем я, оглядываясь назад, горжусь. 'Limbo, Panto' - в каком-то смысле как отец для меня, 'Two Dancers' - танцевальная пластинка, 'Smother' - утешение и отрада. Все они сочетаются друг с другом и служат разным целям, как для нас, создателей, так и для слушателей».
Настоящий успех к Wild Beasts пришел, впрочем, с выходом второго альбома «Two Dancers» в 2009 году. Более мягкое и мелодичное поп-звучание и одновременно более изобретательное по части аранжировок, инструментов - в том числе голоса Торпа, который упорно сравнивают с голосом Энтони Хегарти из Antony and the Johnsons - и структуры. За эту работу музыканты были номинированы на Mercury Prize (британская награда за лучший альбом года), однако уступили группе The xx. Но и этого было достаточно, чтобы Wild Beasts превратились в желанных гостей радиостанций - в том числе и Selector, фестивалей и концертных площадок.
«Я думаю, что номинация на Mercury Prize была признанием и благодарностью за альбом, который мы записали. Вечер был чудесным, и мы наслаждались повышенным вниманием. Но этот эпизод остался в прошлом и перестал быть актуальным, так как мы двинулись дальше. Не уверен, что можно создавать что-то, если обращать слишком много внимания на шумиху вокруг. Нужно защищать глаза, уши и мысли от загрязнения».
Релиз третьей пластинки Wild Beasts «Smother» состоялся в 2011 году. Не отклоняясь от выбранного курса и стиля, музыканты двигаются не в сторону, а вглубь - Торп, к примеру, не просто не просто демонстрирует новые возможности голоса, но и иногда отходит на позицию бэк-вокалиста, уступая место у главного микрофона гитаристу Тому Флемингу.
«Сейчас мы в основном слушаем электронную музыку. Думаю, что изучение возможностей компьютеров и электронного оборудования - это своего рода новая цель. Программное обеспечение развивается быстрее, чем люди могут его освоить, и в этом смысле мы постоянно работаем в темноте, а результат может быть непредсказуемым и восхитительным. Что касается вышедших в этом году музыкальных альбомов, то, например, новая пластинка Factory Floor - замечательное сочетание старой и новой электроники, как и 'Yeezus' Канье Уэста - красивейшее современное исследование».
С выхода последнего на данный момент альбома Wild Beasts прошло два года, в течение которых музыканты словно затаились, никак не заявляя о себе. Значит ли это, что новая пластинка на подходе?
«Да, это так. Мы взяли перерыв, так как было важно делать все медленно, проверяя каждую деталь - такой способ работы был для нас в новинку. В прошлом мы полагались исключительно на шаманизм, вспышки, инстинкты, выпускали записи спорадически, а в этот раз решили быть дарвинистами и позволить работе эволюционировать».