Плохой отец и работник со склонностью к алкоголизму Джо Дюсе (Джош Бролин) ссорится с клиентами, отправляется в стилизованный под музыкальное видео «Smack My Bitch Up» ночной поход по Чайна-тауну, напивается до резиновых уточек и, получив поворот от ворот бара, который держит друг детства (Майкл Империори), встречает незнакомку под зонтом. Просыпается Джо в стилизованной под отель тюремной камере - узнать, кто и почему изолировал его от мира, предстоит нескоро. За это время пленник выпьет многие литры водки, съест сотни китайских пельменей, увидит в новостях убийство жены, в котором обвинят его же, и превратится в человека, одержимого местью.
Несколько лет назад в интернете появился пугающий кадр с Джошем Бролином: суровое лицо актера («Старикам тут не место», «Железная хватка», «Люди в черном 3») красовалось в каноническом кадре с молотком из корейского «Олдбоя» Пака Чхан Ука:
дикая прическа, как у исполнителя оригинальной роли Чхве Мин Сика, прилагалась - поди пойми, фотожаба ли, шутка или страшная реальность ремейков.
Планы переснять азиатскую историю мести появились еще в 2008-м: в качестве режиссера фигурировал то постановщик нескольких «Форсажей» Джастин Лин, то сам Стивен Спилберг, на главную роль метил Уилл Смит, в злодеи прочили Кристиана Бейла, Колина Фёрта и Клайва Оуэна.
Потом производство заглохло. И вот через 10 лет после корейского «Олдбоя» выходит американский, снятый Спайком Ли («Делай как надо!», «Малколм Икс», «Его игра», «Кровавое лето Сэма», «25-й час», «Не пойман - не вор»), афроамериканским режиссером с репутацией едва ли не расиста.
В кадре - Джош Бролин, который сначала карикатурно бухает, затем гротескно страдает в заточении, после чего, простите, кто не в курсе, выходит на свет божий - опять карикатура.
Общая сюжетная конструкция сохраняется, но у Спайка Ли выходит не столько альтернативная версия, сколько пародия, героем которой становится не травмированный (и в то же время заново выкованный) пребыванием взаперти неудачник, а агрессивный кретин, который безо всякой причины ломает конечности и черепа молодым футболистам (у Пака Чхан Ука их место занимали гопники из подворотни) на глазах визжащих от ужаса подружек.
Можно подумать, у Ли накопились какие-то претензии к молодежному кино, вот парням и досталось.
И пусть не режиссер, а продюсеры порезали в монтаже снятую (как и в оригинале) одним планом сцену, в которой герой молотком прокладывает путь по коридору, но заполонил коридор старорежимными клоунами вместо опасных гангстеров все-таки Ли. Да и показанный ранее обросший в камере пузатый бородач Бролин с повязкой на голове похож на привет 1970-м и афроамериканскому изводу карате-боевиков.
Тут бы как раз пригодился Уилл Смит.
Издевательствам над героем в заточении Ли посвящает гораздо больше времени, чем Пак Чхан Ук: подушка с нарисованным кровью человеческим лицом превращает Джо Дюссе в Робинзона Крузо эпохи слэшеров, а подпольная тюрьма напоминает о «Хостеле» или «Пиле». А за историю дружбы арестанта с мышонком (это уже «Зеленая миля») режиссера хочется запереть в комнате без окон.
Те же детали, которые заимствует из первоисточника, Ли рассыпает бессмысленным конфетти:
предназначенные в корейском фильме дочке ангельские крылья достаются продавщице уточек, осьминог выживает.
Избыточность картины Пака Чхан Ука выражалась в вырывании зубов под Вивальди и прочей запредельности происходящего. Спайку Ли пугать нечем, запредельность здесь не страшная, а глупая, как и положено пародийному кино. А раз пародия, то уместно все: и ирокез на голове Сэмюэля Латоя Джексона (он играет тюремщика), и достойный Остина Пауэрса злодей в исполнении Шарлто Копли («Район №9», «Элизиум: Рай не на Земле»), и показанная в деталях история его прошлого. Только Элизабет Олсен в роли юной помощницы героя выбивается - слишком прекрасна, вокруг нее можно мысленно смонтировать кино получше.