Аудитория российских кинотеатров и зрители, которые смотрят фильмы онлайн, практически не пересекаются между собой. Такой вывод делают аналитики «Невафильм Research» на основе онлайн-опроса зрителей кинотеатров и онлайн-площадок. «Как правило, кинотеатры не в силах привлечь аудиторию интернета, а показ фильма в сети мало повлияет на поклонников большого экрана», - говорит старший аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева.
Но по полу и возрасту зрители кинотеатров и видеосервисов очень похожи: женщин среди них больше, чем мужчин, а молодых людей (18-24 лет) в обеих аудиториях больше половины. Если это разные аудитории, то сборы в кинотеатрах не страдают, когда фильмы становятся доступны в сети вскоре после премьеры в кинотеатрах, делают вывод аналитики.
В США и Европе большая часть фильмов попадает в сервисы «видео-по-запросу» и на легальные видеосервисы не раньше, чем через шесть месяцев после премьеры в кинотеатрах. В России это «окно» гораздо короче: все чаще отечественные картины становятся доступны интернет-пользователям уже через месяц после начала проката в кинотеатрах. А иногда и одновременно с кинотеатрами. Это связано с высоким уровнем пиратства в стране. Кроме того, репертуар российских кинотеатров меняется гораздо чаще, чем у их американских или европейских коллег. Российские видеосервисы все время стараются уговорить прокатчиков и студии отдавать их премьеры как можно раньше.
Президент «Кино без границ» Сэм Клебанов напоминает, что в России онлайн-кинопросмотр в основном связан с бесплатной моделью, в рамках которой предлагается очень мало новинок. «Это обычно люди, которые ищут, что посмотреть вечером после работы. Но растет и другая категория - те, кто готов платить за новинки в онлайне. Они не ходят в кинотеатры, потому что нет времени или нет кинотеатра рядом, но хотят смотреть новинки на платных платформах, которые запускают фильмы параллельно с кинопрокатом». Две аудитории могут существовать параллельно, не каннибализируя друг друга: это разные типы потребления кино, заключает Клебанов.
«Человек сам выбирает, где ему удобнее смотреть новинки - в сети или в кинотеатре, и если видеосервис показывает последние премьеры не на рекламной, а на платной модели, то кинотеатры от этого никак не проигрывают», - уверена директор по контенту онлайн-кинотеатра Ivi Мария Резник.
А вот гендиректор киносети «Синема парк» Сергей Китин видит в онлайн-кинотеатрах потенциальных конкурентов. Сейчас онлайн-платформы не влияют на выручку кинотеатров прежде всего потому, что у зрителя нет привычки платить за контент в сети, рассуждает он. Если же премьеры на разных платформах начнут продвигаться параллельно и в сети будут предлагаться более гибкие цены, то интернет станет уводить зрителей от киноэкранов, полагает он.
Сейчас 64% зрителей смотрят фильмы в кинотеатрах, 24% - на компьютерах, 10% - по ТВ и 2% - на мобильных устройствах, указано в отчете «Невафильм Research».