Героем первой недели фестиваля можно считать персонажа, которого нет. Это «самый влиятельный человек Голливуда» продюсер Харви Вайнштейн. Год назад он был на фестивале вездесущ, а в этот раз его отсутствие наделало больше шума, чем присутствие. Скандал начался еще до начала представления. Семья князя Монако выпустила официальную ноту, что объявляет фестивалю бойкот. Виной тому фильм-открытие «Принцесса Монако». Лента рассказывает о взаимоотношениях князя Монако с его супругой американской актрисой Грейс Келли, которая бросила карьеру ради семьи. (В главных ролях снялись Николь Кидман и Тим Рот, действие разворачивается в 1956 году.) Продюсером фильма был Харви Вайнштейн, а премьера «Принцессы Монако» планировалась к американскому «Оскару». Однако монтаж картины якобы не устроил господина Вайнштейна, а вся картина целиком не устроила династию Гримальди. «Мы были просто изумлены сценарием, получив его, продюсерам был предложен список с уточнениями, однако все они были проигнорированы»,- говорится в заявлении княжеской семьи. Так, Харви Вайнштейн не появился на красной дорожке на открытии, хотя публике хватило на каннской лестнице и Николь Кидман.
Не появился господин Вайнштейн и на следующий день, на статусном мероприятии, к которому имеет непосредственное отношение. Он является членом жюри ежегодной премии Chopard Trophy, ей награждаются молодые актеры, из которых по всем признакам должны получиться звезды экрана. Приз присуждают уже в 14-й раз, среди его обладателей были, например, Одри Тоту и Марион Котийяр.
Сопрезидент дома Chopard Каролина Шойфеле, гендиректор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, исполнительный редактор журнала Variety Стивен Гейдос, ведущая церемонии британская фотомодель Луиз Роу и актриса Кейт Бланшетт звали со сцены господина Вайнштейна, но тот не откликнулся.
Без него приз вручили французской актрисе Адели Экзаркопулос и американскому актеру Логану Лерману. Причем в случае с мадмуазель Экзаркопулос была явно нарушена хронологическая последовательность признания ее таланта. Дело в том, что у нее уже есть взрослая награда Канн - Золотая пальмовая ветвь, которую она получила в прошлом году за роль в фильме «Жизнь Адель», и госпожа Экзаркопулос, таким образом, стала самой молодой обладательницей Пальмовой ветви в истории фестиваля. Праздновать обретение премий отправились на крышу отеля Martinez, откуда открывается вид на каннскую бухту и пришвартованные там уже даже не яхты, а линкоры. Кстати, лауреаты Канн-2014 получат Золотые пальмовые ветви от Chopard нового образца. Золото, которое пошло на изготовление призов, добыто на небольших колумбийских шахтах и имеет сертификат fair mined. Это значит, что люди, которые добыли его, получили за свой труд достойную зарплату, при этом не был нанесен ущерб окружающей среде.
Полноправным участником фестиваля стал сенатор Вячеслав Фетисов. Он оказался главным героем документального фильма американского производства Red Army. Это кино не только про хоккей - скорее, о поколении, которому выпало жить в перемену времен, о спортивном противостоянии во времена холодной войны. В кадре появляются Никита Хрущев, Иосиф Сталин, Михаил Горбачев, Джимми Картер, Татьяна Тарасова, Виктор Тихонов, Владимир Познер, Владислав Третьяк, коллеги по знаменитой великолепной пятерке - Фетисов, Касатонов, Макаров, Ларионов, Крутов. Режиссер фильма Гейб Польски - сын эмигрантов из СССР, но это все-таки взгляд молодого американца на советско-российскую историю. Лента снята с иронией (в одном из планов, например, серп и молот пляшут в виде смайлика), в ней много музыкальных находок. Франция не великая хоккейная держава (в 100 м от Дворца фестивалей дедушки играют в петанк), но зал стоя аплодировал господину Фетисову, который прибыл на премьеру с супругой Ладой и дочерью Анастасией. Как и полагается, после оваций последовал ужин, а затем громкая вечеринка на Круазетт в шатре «Магнум». Удивительно, что и в дискотечном дыму господин Фетисов не прятался от публики и вообще выглядел так, будто всю жизнь играл не в хоккей, а в кино.
В субботу российское присутствие в Канне было продолжено в рамках работы российского павильона. Рядом с Дворцом фестивалей на Круазетт в зале приемов Agora, где проходит прием открытия и закрытия кинофестиваля, состоялся званый ужин по поводу 90-летия компании «Роскино» (бывший «Совэкспортфильм»), которая представляет Россию в мировом киносообществе. Хозяйкой вечера, организованного дирекцией кинофестиваля при поддержке компании «Аэрофлот - российские авиалинии», выступила глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. К ней в гости прибыли практически все русские, которые имеют отношение к кино и находятся в Канне, например Александр Роднянский, продюсер фильма «Левиафан», который покажут в конкурсной программе 23 мая, сопредседатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов, генеральный директор телеканала ТНТ Игорь Мишин, председатель совета директоров группы компаний «Каро» Пол Хет, а также директора почти всех кинорынков и ведущих фестивалей мира, среди них директор Каннского кинорынка Жером Пайар, директор берлинского кинорынка Бекки Пробст, директор венецианского кинорынка Паскаль Дио, арт-директор кинофестиваля в Торонто Кэмерон Бейли, директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера, директора рынков в Гонконге и Пусане, ну и, конечно, директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо. Одним из самых статусных гостей приема стал сопрезидент и основатель компании Sony Pictures Classics Том Бернард. Харви Вайнштейна на ужине не было.
Илья Ъ-Нагибин