Идет лавина

Возможно, фестиваль перенастраивает зрительскую оптику, но кажется, что фильмы «Особого взгляда» более камерные, чем картины основного конкурса. Система субъективных оценок и прогнозов работает в этих программах по-разному. Фильмы конкурса невольно ранжируются профессиональной публикой (а другой в Каннах практически нет) по художественному масштабу и, если случится, новаторству. В «Особом взгляде» ценнее тонкость.

«Форс-мажор» Рубена Остлунда - картина камерная и тонкая. Сюжет - пять дней, проведенных на альпийском горнолыжном курорте рекламно образцовой шведской семьей (красивые муж и жена лет 35, двое прелестных детей-дошкольников). На второй день во время обеда на террасе контролируемый службами курорта сход лавины едва не оборачивается катастрофой. Посетители ресторана в панике, мать пытается защитить детей, а отец бежит. Его трусость грозит развалом семьи. Но ровно в тот момент, когда зритель уже приготовился к тяжелой психологической драме, Остлунд почти незаметно переводит действие в комедийный регистр, вводя новых персонажей, с которыми герои обсуждают сложившуюся ситуацию. Фильм оказывается саркастичным по отношению не только к буржуазной семье, но и к жанру семейной драмы, критикующей буржуазные ценности.

Такой же идеальный баланс между сарказмом и драматизмом был в «Лурде» (2009) Джессики Хауснер, недооцененной Венецианским кинофестивалем картине о чуде исцеления в знаменитом паломническом центре. Теперь в каннском «Особом взгляде» Хауснер показала «Безумную любовь» (Amour Fou) - историю двойного самоубийства поэта-романтика Генриха фон Клейста и его платонической возлюбленной, страдающей от ипохондрии. Это изысканно декоративный фильм, безупречный формалистский этюд, не оставляющий зрителю ни малейшего шанса для сопереживания персонажам. Трудно сказать, много ли здесь иронии, но от вида одних только обоев, рисунок которых создает трехмерную иллюзию, можно сойти с ума и застрелиться.

Между тем в конкурсе уже показали восемь фильмов из восемнадцати, но каннское расписание, как обычно, выстраивается так, что говорить о событиях пока не приходится - пик фестиваля впереди.

По оценкам международного жюри прессы журнала Screen (выходящего во время фестиваля ежедневно), пока лидируют живописный «Мистер Тёрнер» Майка Ли и «Зимняя спячка» (Winter Sleep) каннского завсегдатая из Турции Нури Бильге Джейлана - долгая (3 часа 16 минут) разговорная драма с отчетливыми чеховскими мотивами. У обеих картин средняя оценка 3,6 по четырехбалльной шкале.

Внизу критического рейтинга с оценкой 1,6 претенциозный и вымученный триллер Атома Эгояна «Пленница» (The Captive) и «Сен-Лоран» Бертрана Бонелло, который выглядит как пародийный повтор его предыдущего каннского фильма «Дом терпимости», только вместо борделя времен Belle Epoque теперь знаменитый модный дом, переживший расцвет в 1970-х, а вместо маньяка-садиста - самовлюбленный кутюрье в исполнении Гаспара Ульеля.

Сюжет «Сен-Лорана» второстепенен, для Бонелло важнее атмосфера красивого увядания: на этот раз - закат не эпохи, а художника, который теряет контакт с реальностью. Ну а кто бы не потерял, когда вокруг вьются изысканно одетые Леа Сейду, Жасмин Тринка, Валерия Бруни Тедески и еще дюжина роскошных моделей, хотя Сен-Лоран использует их лишь для воплощения дизайнерских фантазий, а интересуют его исключительно мужики, представленные в фильме персонажем Луи Гарреля, который призван воплотить все самое пошлое, что есть в гей-культуре, и французские бульдоги, которым модельер дает кличку Moujik. До середины фильма Бонелло явно сдерживается, но потом Сен-Лоран начинает идти вразнос, глотать горстями таблетки и запивать их виски, и картина ухает в наркотическое дефиле, которое, кажется, не закончится никогда.

Самый зрительский фильм конкурса - аргентинские «Дикие истории» (Relatos Salvajes) Дамиана Шифрона, сборник анекдотов, объединенных темой бытовой мести. В первой новелле пассажиры терпящего крушение самолета в ужасе выясняют, что командир экипажа - человек, которого все они так или иначе обидели. А когда в кабину стучится психоаналитик, объясняя, что во всех бедах капитана виноваты родители, самолет как раз пикирует на виллу благообразных пенсионеров. Далее в ассортименте дорожный конфликт, свадьба и - в качестве кульминации - история взрывотехника, доведенного до бешенства городской службой эвакуации автотранспорта (сюжет, который особенно полюбится московской публике, если «Дикие истории» доедут до российского проката).

Серьезный мейнстримный вестерн Томми Ли Джонса «Местный» (The Homesman) с Хилари Свонк и самим режиссером в главных ролях с треском проигрывает на жанровом поле внеконкурсному хиту первых фестивальных дней - «Спасению» (The Salvation), спагетти-вестерну по-датски. Уже по слогану «Плохие люди истекут кровью» понятно, что режиссер Кристиан Лёвринг, один из соратников Ларса фон Триера по знаменитому манифесту «Догма-95», иронически отработает все возможные жанровые клише. И слоган не обманывает. Мадс Миккельсен и Ева Грин (которая за весь фильм не говорит ни слова, потому что у ее героини вырезан язык) заставляют плохих людей кровоточить так, что в отличие от коллекций Ива Сен-Лорана на это можно смотреть бесконечно.

Канны

Бабуська.рф © Исκусствο и κультура, сплетни и слухи о знаменитых людях.