Запланированные на середину мая выступления Nine Inch Nails (NIN) в Москве и Петербурге отменились еще в начале года с официальной формулировкой «неувязки с расписанием тура». Источники из компании Live Nation Finland поведали корреспонденту «Ъ», что дело было в продажах билетов. Они только-только начали выходить в продажу, рекламная кампания даже толком не начиналась, но, скорее всего, организаторы и менеджмент группы просто решили не рисковать. Даже в хельсинкской Hartwall Arena, где Nine Inch Nails давали второй концерт европейского тура, аншлага не наблюдалось, а цены на трибуны прогрызли бы дырку в кармане любого российского любителя индастриала.
То, что продакшн группы весьма дорог, да и запросы ее высоки, признавал даже Трент Резнор, пообещавший после прошлогодней американской и фестивальной части тура упростить технические и визуальные моменты. По словам лидера, группа играла чуть ли не в убыток себе. Генерал от индастриала, умеющий просчитывать малейшие движения и лично вникающий во все, от техники до бухгалтерских документов, перед выездом в Европу выводы для себя сделал.
«Упрощение», впрочем, по меркам NIN вышло весьма относительное. То, что Резнор, его техники и арт-директор Роб Шеридан держат руку на пульсе новейших достижений, говорили хотя бы основные осветительные подвесы. Прошлой осенью многоцелевые трансформирующиеся приборы, состоящие из квадратных блоков, показывали на профильных выставках - и вот они уже в арсенале NIN. Пульт световиков выглядел не хуже приборной панели космического корабля.
Замены коснулись не только техники. Состав NIN был радикально сокращен до четырех человек. Сейчас зрители, по сути, видят группу образца 2009 года. Рук, впрочем, хватает не всегда: барабанщику Илану Рубину время от времени приходилось браться и за бас-гитару под электронные биты. Изменился и набор песен: от последнего альбома осталось только две вещи - «Copy of A» и «Came Back Haunted». Зато едва ли не треть концерта составляли песни из эпохального для индустриальной музыки альбома «The Downward Spiral» - этой весной как раз исполнилось 20 лет с момента его выхода, так что нашелся отличный повод переписать сет-листы. В бой Резнор идет, как в лихие 90-е: не столько поет, сколько бросается на амбразуру, только мышцы все рельефнее, а глотка луженее. Оставалось удивляться, как мужчине под полтинник, счастливому мужу и отцу двоих детей - зовут их Лазарь и Бальтазар - удается каждый вечер выдавать столько энергичной и чистосердечной ярости. Полной противоположностью лидеру был заросший бородой Аллессандро Кортини, безмятежно и даже с удовольствием игравший то на гитаре, то на клавишных.
Название тура Tension - «напряжение» - себя оправдывало на 200%. На билетах можно было писать все возможные предупреждения о риске для здоровья. Если звук - то на разрыв барабанных перепонок. Если свет - то черные зайчики в глазах прыгают еще четверть часа после концерта. Светооператоры NIN должны знать песни до малейших деталей, чувствовать ритм и ориентироваться в человеческой психике. Напряжение на этом концерте ощущалось буквально физически: когда во время песни «The Becoming» тебя исхлещут кроваво-красными прожекторами и стробоскопами, а потом вдруг ненадолго включат мягкий сине-зеленый свет - ощущение, будто с кровати, утыканной гвоздями, падаешь на пуховую перину. Последние три вещи в основной части концерта - «Wish», «The Hand that Feeds» и традиционный финиш «Head Like a Hole» - и вовсе стали апофеозом: стробоскопы и серебристо-белые прожекторы заставляли жмуриться и тянуться за темными очками.
Видеоарт оказался грамотным апгрейдом находок еще 2007 года. Так, «Me I`m Not» сопровождалась все теми же сворачивающими мозг психоделичными спектрограммами и привязкой каждого инструмента к внешне абстрактной картинке - с постепенным распадом в пиксели. Изображение во время «Hand that Feeds» прямо намекало на декорации тура «With Teeth» по следам одноименного альбома. Самый четкий, по сравнению с другими невеселыми картинками, и даже несколько лобовой видеоряд был прибережен для биса - им, само собой, была песня «Hurt». Пятиметровая змеиная голова или сцена расстрела от пола до потолка вживую заставляли дрожать. Но даже и хроника атомного взрыва была цветочками. На последнем аккорде NIN устроили светопреставление действительно атомной мощности. Жмурящиеся и прикрывающие глаза зрители получили в нагрузку бессистемный вой синтезаторов. Исчезновение со сцены Резнора и компании здесь прошло почти незамеченным - напряженная миссия была выполнена успешно.