Картину летних фестивалей на открытом воздухе сложно представить без «Усадьбы Джаз» - главного мероприятия в не самом форматном для страны музыкальном жанре. Тем не меенее, с огромным успехом проходящего каждое лето на зеленых лужайках подмосковного Архангельского. Глава фестиваля Мария Семушкина в этом году не только расширила географию «Усадьбы», но и смело проводит еще одно крупное профильное мероприятие - фестиваль Нового Орлеана. О своих планах и прогонозах она рассказала коррспонденту «Известий»
- Вашему фестивалю больше десяти лет. Фестиваль посещаемый, вы начали возить его по страе. Сейчас вспоминаете, как все начиналсоь?
- Когда я придумала этот проект, мне было 25 лет, и я не имела опыта в сфере организации, мне было немного страшно. Все строилось на амбициях и любови к своему детищу. Если без эмоций, то сложно было собрать команду профессионалов, людей, которые умеют делать многотысячные опен-эйры практически не было на рынке. Сложно было убеждать власти, администрацию усадьбы, объяснять, что это вообще такое. Приходилось бороться с плагиатом и с тем, что идею сразу хотели украсть. Проект выжил несмотря на отказы спонсоров, на кризис, на погоду, которая иногда подводила. А главное - Усадьба Jazz укоренился в умах и сердцах людей.
- Каким образом вам удается находить форматных для вашего фестиваля артистов при том, что джаз, по большому счету - не самая поплярная в России музыки, почти нет клубов, ее издает всего несколько лейблов?
- Молодых джазовых музыкантов много! Три года назад я учредила конкурс молодых исполнителей, на который в первый же год было прислано более 500 заявок. Мне кажется крайне важным создать атмосферу, в которой свежие идеи улавливаются и интерпретируются талантливыми музыкантами в атмосфере русской усадьбы. Джаз заканчивается, как только музыкант начинает ограничивать себя, пытаясь потакать публике, и упрощает свою музыку, когда пропадает идея свободной импровизации. Именно на примере музыки мы должны учиться тому, что каким бы смелым развитие не было, оно непременно должно рождать гармонию.
- Почти все российские промоутеры кроме какого-то своего главного фестиваля делают ряд других. Вы же концентрируетесь строго на джазе. Это принципиальная позиция?
- Я считаю, что это нормально, когда благодаря концентрации, тому, что бьешь в одну точку, рано или поздно выходит результат. Работа над фестивалем - это не только составление программы, это поиск спонсоров, поездки по всему миру, отбор музыкантов. Это еще и большое количество переговоров, творческих встреч, брейнштормов, это общение с международным культурным сообществом и безусловно рутина - списки, логистика, письма в кучу инстанций. Прибыль, конечно, имеет важную роль. Но мне горазде важнее сохранить концепцию и идею.
Мне интереснее делать что-то уникальное и не быть ни на кого похожей. Я работаю с широким спектром качественной музыки. Вот, например, в этом году в честь 60 летия со дня рождения Сергея Курехина мы делаем специальный проект в Москве и Санкт-Петербурге. На фестивале звучит очень много разной музыки и джаз, и world music, и фанк, и этника и даже просто рок и поп. Например, в Москве будет выступать Леонид Агутин. В Санкт-Петербурге «Моральный Кодекс», в Екатеринбурге - Александр Ф Скляр, а в Воронеже - Нино Катамадзе. Все артисты любимы нашей публикой и прекрасно вписываются в атмосферу фестиваля.
- За 10 лет ситуация с концертами изменилась. Сейчас вы чувствуете себя более уверенно, чем 10 с лишним лет назад?
- Я никогда не чувствовала уверенности в завтрашнем дне. Сначала надо было убеждать людей. Был табачный спонсор, но из за закона он на второй год прекратил нас поддерживать. Потом, когда о фестивале уже узнали, случился кризис, и все компании урезали бюджеты, и люди стали меньше ходить на концерты. Потом вообще на фестивале случился такой дождь и такой провал, что приходилось выкарабкиваться и долго отдавать долги. А сейчас в стране вообще время перемен, и никто не знает, как будут складываться отношения с другими странами и будут ли иностранные компании вообще выделять бюджеты. Словом, никогда не было легко.
- В Москве в одно время с «усадьбой» проходит немало событий. Конкуренция вас стимулирует или раздражает?
- Чем больше хорошей музыки - тем лучше. Мне кажутся интересными любые события, в которые люди вкладывают душу, фестивали, где есть атмосфера. Есть фестивали, которые сами по себе являются яркими и модными, но не всегда в моем музыкальном вкусе..
«Park Live», «Пикник 'Афиши'», «Субботник», "икая Мята" - безусловно мощные, интересные события. В Питере - Stereo leto. В Калуге - «Дикая Мята». Я обязательно планирую их посетить, но этого так мало для такой большой страны.
Но это все делают, конечно, энтузиасты и, я бы сказала, авантюристы. Люди, очень увленные своим делом. Я знаю, на какие риски они идут, какой ценой дается успех. И искренне желаю всем хорошей погоды и солнца!
- Промоутерам часто усложняют жизнь - вводятся запреты на алко- и табачных спонсоров, чиновники чинять препоны, но какая проблема для промоутера действительно самая животрепещущая?
- Проблем может быть несколько, и они могут быть весьма неожиданными, например, сложности с визами для артистов, также важным фактором для опен-эйра является погода. А еще, конечно, важно подружиться с властью и согласовать все вопросы. Например, в Воронеже в этом году нам пришлось достаточно долго упрашивать местную власть, чтобы нам выделили парк Дворца Ольденбургских. Приблизительно такая же ситуация была в прошлом году в Екатеринбурге, - проведения в парке Усадьбы Харитоновых нам согласовали только за две недели до фестиваля. А в этом году у нас из за политической ситуации отказался приезжать один известный французский музыкант Сансеверино. Мы долго уговаривали, но он отказался ехать в России. Мы, конечно, нашли ему замену - разудалых и эксцентричных Les hurlement d'Leo..
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы концертных промоутеров и организаторов фестивалей?
- Сложно говорит о перспективах, живя в эпоху перемен. Мы не знаем, как завтра будут себя чувствовать люди, будет ли у них желание ходить на концерты, будут ли возможности, будет ли поддержка со стороны спонсоров. У нас фестиваль поддерживают как российские, так и иностранные компании. И многие «сварачивают» бюджеты. Но мы надеемся, что российские компании и государство все таки обратят внимание на культуру. Наш фестиваль в этом году пройдет уже в четырех, а может, даже в пяти городах. Мы везем очень много интересных музыкантов. В частности, несмотря на санкции и политические споры мы делаем беспрецедентно интересное событие - фестиваль Нового Орлеана. На него приедет восемь коллективов с родины джаза! Помимо американцев в программе есть норвежская звезда пианист Bugge Wesseltoft, израильские звезды Balkan Beat box, британский блюзовый гитарист Ян Сигал. В Санкт-Петербурге мы впервые покажем два очень модных американских проекта - Snurky Puppy и Hypnotic Brass Ensemble. Также у нас представлена Грузия, Голландия и даже Украина и Крым.