Кино по Достоевскому сняли в Голливуде. С первого мая в прокате фильм «Двойник». Это экранизация повести русского классика.
Длинная повесть 24-летнего Достоевского, классическое воплощение темы допельгангера - когда у романтического героя появляется тёмный двойник.
Титулярный советник Яков Голядкин, человек добрый и простодушный, обнаружил, что на службу в его департамент поступил некто, как две капли похожий на него самого. С тем же именем и фамилией, только гнусный интриган.
Эту историю в своё время очень хвалил Белинский и брался экранизировать Роман Полански - съемки сорвались из-за отказа Джона Траволты участвовать в проекте. Теперь за «Двойника» взялся британский режиссер Ричард Айоади. Вот что он говорит в интервью The Guardian.
«Когда читаешь такого автора, как Достоевский, непременно чувствуешь связь с писателем. Он так прекрасно умел выражать свою мысль и затягивать читателя внутрь книги. До такой степени, что тебе нечего добавить к повествованию. И остается только гадать, как ему удалось все так точно понять и передать. Как ему удалось показать все те опасения, страх и человечность, которые ты даже не осознавал в себе, пока не прочел книгу».
Разумеется, у Айоади получилась не дословная трактовка: тут не все так глубоко и философии поменьше. Но работа интересная и делает режиссера, для которого «Двойник» всего-навсего вторая картина, чем-то средним между Коэнами и Уэсом Андерсоном. Сыгравший Цукерберга у Финчера актер Джесси Айзенберг тут тоже во всей красе, говорит кинокритик Евгений Ухов.
«Ему пришлось играть одного и того же, но в то же время двух разных людей. Т.е. у него нет такой возможности, как была, например, у Нортона и Брэда Питта в 'Бойцовском клубе', когда они играли одну и ту же душу, но в разных телах. Так выглядели на экране. Здесь Айзенберг играет два одинаковых персонажа с разными характерами, с разной манерой общения, с разной социальной привязанностью. Это очень интересная работа, действительно, для него».
Как ни странно, казалось бы мрачное кино о маленьком человеке с явными проблемами с самоидентификацией оборачивается настоящей фантазией. Чего удивляться, что от Достоевского тут фактически одна фамилия. Хотя веса британской картине, она бесспорно придает.