«Ляпис Трубецкой» собрал в Stadium.Live аншлаг, сравнимый только с прошлогодним выступлением The Offspring. И самое важное наблюдение состоит в том, что этот аншлаг сделали люди, вовсе незнакомые с «дореволюционным» периодом «Ляписа». То есть в толпе звучали, конечно, реплики типа «Смотри-ка, Михалок-то подкачался, помолодел», но это наблюдение вообще-то справедливо уже на протяжении семи лет, и большую часть публики составляли те, кто просто не представляет себе группу другой. В этом главный ее феномен. Они смогли сломать стереотип, осуществить стопроцентный апгрейд и получить еще больше дивидендов.
Возьмите любую большую рок-звезду с постсоветского пространства и попробуйте представить себе, что сделала бы с ней аудитория, если бы на концерте не прозвучали старые вещи - «песни нашей молодости», так сказать. Юрий Шевчук вздыхает, кряхтит, но поет «Осень». БГ аранжирует для каждого следующего состава «Аквариума» серьезный блок классики. На «Машину времени» ходят по большей части ради нетленок. Представить себе в сегодняшнем сет-листе «Ляписа Трубецкого» «Ау», «Евпаторию» и «Зеленоглазое такси» невозможно, и с этим все смирились.
И вправду, ну какая может быть «Евпатория», если музыкант начинает концерт с песни со следующими словами: «Гремят обломки империй, рушатся древние стены, а в зоне совдеповских прерий дьявольские перемены. Проснулись вожди ГУЛАГа, голодные псы Тартара, кулак Иванушки Драго и мощь православных радаров». А затем обращается к публике с рифмованным месседжем: «Протянем соседям руку дружбы, а Рим четвертый нам… не нужен».
Концерт в Stadium.Live стал частью тура в поддержку нового альбома «Матрешка» - самого злобного и острого из дисков группы. И публика шла на мероприятие, готовая биться в панковском угаре не хуже музыкантов на сцене. Таким слэмом вряд ли может похвастаться кто-то еще из отечественных групп. Все признаки рок-н-ролльной вакханалии были налицо: и хоровод, именуемый «серкл пит», и его разновидность, известная как «серкл слэм», и файеры в толпе, и прыжки кто выше.
Во времена песни «Ты кинула» сложно было представить себе, что на румяного зайку Михалка когда-нибудь будут реагировать таким радикальным образом. А сегодня в выступлениях группы есть константа опасности, грань, отделяющая концерт от бунта, находится на расстоянии вытянутой руки. Ироничные трафареты «псевдо-Бэнкси» на экране в песне «Броненосец» - это уже пропаганда или еще нет? Портреты Сталина под песню «Командир» - это уже очернительство или еще нет? Гагарин через кадр от девушки с «коктейлем Молотова» в «Воинах света» - повод ли для иска родственников космонавта?
Живые выступления «Ляписа Трубецкого» ориентированы, прежде всего, на тех, кто уже хорошо знаком с матчастью, кто вырос на «Капитале», «Манифесте» и «Рабкоре». Звук в «Стадиуме», похоже, не был для группы предметом особой заботы - слова новых песен и так все знают, а в музыке важны не тонкости, а доходчивость и напор. Те же, кто с революционным настоящим команды незнаком, вполне могли остаться в недоумении: о чем это все?
Время грустных нот наступило ближе к финалу. Сергей Михалок напомнил публике, что «Ляпису Трубецкому» осталось недолго. Еще будет целое лето концертов и фестивалей, а 1 сентября, спустя ровно четверть века после появления на свет, группа закончит свою историю. На эту тему Сергей Михалок заготовил отдельное обращение, выдержанное в присущем ему иронично-пафосном стиле: «Мы не будем ссать бензином, когда из тектонических разломов мозговых плит буквально хлещет расплавленная лава. Мы постарались показать сегодня веселое, жизнерадостное и миролюбивое шоу. Насколько у нас это получается, судить вам. Лучше, чем мы научились это делать за 20 лет, мы уже не научимся. Поэтому запомните своих летучих музыкальных обезьян именно такими, какими вы сегодня нас видите, а мы запомним вас такими молодыми и дерзкими. Давайте оставим в стороне сопли и слезы, до 1 сентября еще до хера времени, поэтому со многими из вас мы еще встретимся». После этого оставалось только раскланяться и исполнить «Клоуна нет» - последнюю песню с «Матрешки».