Эпоха была еще не альбомная, а сингловая, и долгоиграющий первенец на самом деле был далеко не первенцем. У Stones к тому времени уже было три сингла, все три каверы - Come On Чака Берри, подаренная им друзьями-коллегами Джоном Ленноном и Полом Маккартни I Wanna Be Your Man и Not Fade Away трагически погибшего в 1959 году в авиакатастрофе Бадди Холли.
Именно Not Fade Away сумела пробиться пусть и не на вожделенную вершину чартов, то непосредственно близко к ней, войдя в феврале 1964 в первую тройку хитов. Она же единственная из троицы первых синглов и вошла в дебютный альбом. Это тоже была характерная примета времени. Успешные синглы в альбомы не включались - фаны таким образом неизбежно вынуждены были покупать и то, и другое.
Свой первый альбом Stones записывали в январе-феврале 1964 года в лондонской Regent Sound Studios. Финансировала запись фирма Decca, в контракте с которой у Stones были невероятно выгодные для начинающей группы условия.
И хотя новый и совсем молодой менеджер группы Эндрю Луг Олдэм и был моложе всех музыкантов группы (ему едва исполнилось 20 и он тоже, кстати, как и песня I Wanna Be Your Man, перекочевал к Stones от Beatles) и любил приписывать себе заслуги за столь выгодный контракт, на самом деле дело было все же в другом.
Decca, как известно, сильно опростоволосилась, упустив годом раньше Beatles. Прежде чем прибиться к Parlophone и Джорджу Мартину, Брайан Эпстайн обходил осенью 1962 года все крупнейшие лондонские фирмы грамзаписи. Был он и в офисе Decca, где ему высокомерно ответили, что «гитарные группы уже выходят из моды». Теперь Decca компенсировала свой промах.
Beatles к моменту дебюта Rolling Stones записали уже три альбома, и на каждом из них доля авторских композиций Леннона-Маккартни неизменно росла. И хотя Олдэм сознательно и целенаправленно позиционировал своих подопечных как анти-"Битлз" - задиристые неулыбчивые хулиганы, в отличие от милых «своих парней» - необходимость создания оригинального материала была для него совершенно очевидной.
Вслед за авторской парой Леннон-Маккартни, он придумал пару Джаггер-Ричардс. Как вспоминал много позже Кит Ричардс, «Эндрю запирал нас на всю ночь на кухне и говорил: 'Не выпущу, пока не напишете песню'.
Самые знаменитые и самые удачные плоды великого творческого союза стали появляться чуть позже. На первом же альбоме авторству звездной пары принадлежит всего один опус - баллада Tell Me (You're Coming Back), вполне проявившая будущий авторский стиль звездной пары. Одна песня - блюз Little By Little - приписана соавторству Nanker Phelge/Phil Spector.
Легендарный создатель 'стены звука' Фил Спектор, отбывающий теперь, на старости лет, длительный срок тюремного заключения за убийство, присутствовал на записи в студии и действительно внес лепту в исполнение, и даже создание песни.
А вот загадочный Nanker Phelge - коллективный псевдоним, за которым скрывалась вся группа в своем оригинальном составе: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Брайан Джоунс, Чарли Уоттс, Билл Уайман. Под именем Nanker Phelge опубликованы десятка полтора-два песен ранних Rolling Stones, последняя из которых относится к 1965 году.
Однако, несмотря на еще не сложившееся ярко выраженное авторское лицо, стиль Rolling Stones к первому альбому группы уже вполне сформировался. Стиль этот - корневой американский блюз. Уилли Диксон, Джимми Рид, Чак Берри, Руфус Томас, Слим Харпо - с песнями этих классиков ритм-энд-блюза и раннего рок-н-ролла вышли к своим первым слушателям молодые Rolling Stones.
И, в отличие от 'Битлз', претерпевших за короткие семь лет своего существования несколько радикальных стилистических трансформаций, Stones и по сей день верны своему стилю. И сегодня, полвека спустя, в первых записях молодых Stones мы уже слышим будущую великую группу.
Александр Кан, Русская служба Би-би-си