В первом квартале этого года жители России и СНГ потратили на билеты в кино более 14 млрд рублей - это на 25% больше, чем за тот же период прошлого года. Но самый фантастический прорыв совершило наше кино: сборы российских фильмов за первые три месяца 2014-го превысили пятилетний максимум, сообщает исследовательская компания Movie Research. Доля отечественных картин в кассовых сборах достигла 34,3%, то есть каждый третий билет был продан на российский фильм.
Чем вызван такой рост? Кассу голливудскому кино сделал «Ной» с Расселом Кроу в главной роли и другие высокобюджетные игровые и анимационные блокбастеры. А кассу отечественному кино обеспечили неплохо прошедшие «Чемпионы», «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «В спорте только девушки», а главное - мистический триллер «Вий 3D», собравший в прокате более 1 млрд рублей. На помощь ему удачно подоспели «Елки-3», «Иван Царевич и Серый Волк - 2», «Любовь в большом городе - 3», стартовавшие в декабре и плавно перешедшие в новый год. В итоге российские ленты заработали внушительную сумму 4,8 млрд рублей.
Кажется, есть повод ликовать и бить в литавры. Но тут надо отдавать себе трезвый отчет, что первый квартал года для нашего кинопроката всегда урожайный. Так сложилось, что все самое вкусненькое, притягательное для массового зрителя наши кинематографисты приберегают именно для новогодних каникул. Ну, иногда интересных фильмов хватает еще на февраль, как это случилось в нынешнем году. А уже в марте, не говоря про апрель, май и летние месяцы, наступает мертвый сезон. В это время в прокате почти безраздельно властвует Голливуд. И только где-то ближе к осени мы вновь начинаем собираться с фильмами и силами, чтобы составить конкуренцию американскому и европейскому кино, а на рубеже года - даже слегка потеснить их.
Почему не удается на равных соперничать с Голливудом на протяжении всего года? Хотя бы потому, что собственных фильмов мы производим катастрофически мало. В прошлом году на экраны вышло всего 64 отечественные картины, а зарубежных - почти 400. Примерно такое же соотношение цифр ожидается и в этом году. Но в первом квартале, который обеспечил нам рекордные показатели, уже были показаны 23 отечественные ленты. Разбросаем оставшиеся 40 фильмов на девять месяцев. Получается совсем ничего: одна премьера в неделю. Таким мизерным количеством наших фильмов рынок из 3 тысяч кинозалов заполнить никак не удастся. Да и потенциальных хитов сродни «Сталинграду», «Легенде № 17», «Метро», тому же «Вию» на горизонте пока не просматривается. Народная комедия «Горько-2», которая может сорвать кассу, выйдет в сентябре-октябре. Лишь к концу года появится на экране «Солнечный удар» Михалкова. Так что рекордные показатели первого квартала в ближайшие месяцы, увы, неизбежно сойдут на нет.
В Министерстве культуры очень озабочены долей российского кино в прокате. То и дело возникают разговоры о квотах, предлагаются другие защитные меры для наших фильмов. А надо просто больше снимать хороших и разных картин. В идеале хорошо бы довести количество производимых отечественных лент до 200 единиц в год. Как это происходит во Франции, на опыт которой мы так любим ссылаться. Да, там доля французского кино в прокате приближается порой к 50%. Но если мы будем снимать в три раза больше, чем сегодня, и если в каждом квартале на экран будет выходить хотя бы один хорошо скроенный и отменно разрекламированный отечественный блокбастер, то французы, думаю, уступят нам пальму первенства. И, может быть, даже расщедрятся на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, которую мы не получали уже более 50 лет.