В начале августа в джаз-клубе Игоря Бутмана на Таганке выступил американский джазовый гитарист и композитор, а также один из самых востребованных студийных музыкантов 1970-1980-х годов Ли Райтнаур. Он приехал в столицу в рамках совместного тура со своим другом, обладателем «Оскара» пианистом Дэйвом Грузином.
В день концерта корреспондент M24.ru встретился с Ли, который рассказал нам о своей работе с Pink Floyd, вдохновении и песнях, которые «приходят свыше».
- Ли, вы в Москве второй раз, если я не ошибаюсь. Вам здесь нравится?
- Очень. Кремль, Красная площадь… здесь столько истории. Публика тоже замечательная. И, конечно, женщины красивые. (смеется)
- В этот раз вы приехали с пианистом Дэйвом Грузином. У вас очень длительный творческий союз - еще с 1980-х годов. Сотрудничество непрерывное?
- Вместе мы работаем много, но не постоянно. Хотя Дэйв сейчас работает в основном только со мной. В этом году ему исполнилось 80 лет, но он очень легко воспринимает свой возраст - он успешен, сделал отличную карьеру. Мы очень близки, Дэйв мне как брат.
- Значит, вы с ним лучшие друзья?
- Определенно - несмотря на то, что Дэйв на 18 лет меня старше.
Мы познакомились через Сержио Мендеса (бразильский пианист и композитор - примечание редактора). Мне было 19 лет, и я начал у него работать. Дэйв был достаточно близок к Сиржио, делал аранжировки для большинства его хитов, например, Mas Que Nada.
Потом Дэйв предложил мне работу у себя (ведь я был сначала студийным музыкантом). Мы начали вместе играть в джаз-клубе Baked Potato, очень известном месте, которое и сейчас, спустя 40 лет, еще работает. Поднимались на сцену каждый вторник на протяжении пяти лет. Группа была отличная - Харви Мэйсон, Патрис Рашен, Эрни Джэксон. Потом все эти музыканты стали очень популярны.
- Дэйв, кстати, написал много музыки для кино и сериалов. А вы пробовали себя в таком виде деятельности?
- Я писал саундтреки для пары фильмов в 1980-х. Всегда жалею, что не делал этого чаще! Безусловно, очень захватывающий вид творчества.
- Работа совсем другого характера.
- Конечно, и этот характер чрезвычайно интересен. Индустрия кино впечатляет. Я видел, как Дэйв в ней «варится», и мне нравилось. Но чтобы писать музыку для кино, ты, как правило, должен сделать осознанный выбор в его пользу - особенно если речь идет о Голливуде в наши дни. Тебе нужно стать исключительно кинокомпозитором. Тяжело совмещать эту работу с творчеством.
- Потому что над вами стоит человек, который говорит, что делать и что сочинять?
- Ты никогда не пишешь музыку для себя, ты пишешь ее для фильма. Тебе нужно постоянно оглядываться на настроение картины, а также на ее продюсеров и режиссеров. Они - боссы.
- А вам, наверное, нравится самому быть себе боссом.
- Да, мне всегда этого хотелось. Будучи студийным музыкантом, я принимал участие во многих записях, играл с разными исполнителями. Когда у тебя подобная работа, ты - лишь кусочек паззла. Но когда ты становишься самостоятельным артистом, продюсируешь собственные пластинки, выстраиваешь карьеру, ты становишься целым паззлом. Ты независим.
- Кстати, вы в качестве студийного музыканта принимали участие в записи одного из альбомов Pink Floyd. Что больше всего запомнилось из тех времен?
- Я принимал участие в записи всего одного альбома, The Wall. Великая пластинка. Pink Floyd - потрясающие музыканты.
Они тратили очень много времени на запись композиций. Все продумывали и отрабатывали до мелочей, принимали во внимание огромное количество деталей. Например, запись одной небольшой гитарной партии могла занять два дня.
Помню, Дэвид Гилмор играл соло, и они все не могли придумать, как его следует закончить. Говорили мне: «Ли, что ты думаешь? Как считаешь, нам нужно еще поработать над концовкой? Нам она не нравится…».
Pink Floyd даже попросили меня высказать свои идеи, поинтересовались, как бы я сам сыграл это соло. Они были очень «включенные» в процесс, всегда старались идти вперед и глубоко копать. Очень интересные музыканты.
- Вы сами тоже долго работаете над одним альбомом? Или у вас процесс идет быстрее? У вас ведь очень много пластинок - более 40.
- Я тоже стараюсь тщательно прорабатывать альбомы, обычно создание одного занимает около полугода.
Я люблю работать и всегда занят. (смеется)
- Пишете материал ежедневно?
- В последнее время немного сбавил обороты. Раньше старался выпускать по пластинке в год. Не то чтобы теперь я стал менее энергичным… просто больше путешествую. Стал чаще ездить по миру, чем раньше, даю больше концертов в разных странах. Все это отнимает и время, и энергию.
В дороге я не пишу - отдыхаю перед выступлениями. А будучи дома - не в туре - сосредотачиваюсь на сочинении песен, аранжировках. Думаю о концепции будущего альбома.
Первая часть пластинки, кстати, всегда самая сложная. Ты находишься, так сказать, на дне, и смотришь вверх, выбирая, куда тебе предстоит двигаться. И каждый раз все начинается с самого начала - будто раньше никаких других альбомов в твоей жизни и не было. Это потрясающее чувство. Все как с написанием книги: ты начинаешь снова и снова, пишешь и отвергаешь написанное, но не бросаешь дело, и тогда в какой-то момент у тебя наконец получается лучше, чем раньше.
Впрочем, минует пара недель с музыкантами в студии, записываются несколько треков - и все, я спокоен. Остальная часть альбома уже идет как по маслу.
- Потому что вы уже знаете, куда двигаетесь?
- Куда двигаюсь, что мне делать, как закончить альбом.
- Я от многих музыкантов слышала, что они не любят писать в дороге. С чем это связано?
- Я уверен, что дорога легко может вдохновлять на создание нового материала. Но для этого у тебя должно быть достаточно свободного времени. Когда ты каждый день переезжаешь, выступаешь, «перескакиваешь» с одного автобуса на другой, найти время на творчество тяжело.
- Когда вернетесь из тура, приступите к работе над новым альбомом?
- Да, моя прошлая пластинка вышла в 2012 году, так что сейчас - самое время делать новую. Собираюсь начать сочинять музыку для нее в сентябре.
Кстати, большая часть работы над альбомом происходит не когда у тебя в руках инструмент, а намного раньше. Она идет в голове. Я размышляю, чего жду от пластинки, что хочу на ней видеть, какая у нее должна быть концепция. Потом уже я сажусь за гитару и подбираю аккорды.
Частенько я слышу игру других музыкантов и думаю - о, а вот это здорово, нечто подобное можно применить и в моем альбоме. Я катаюсь на велосипеде, слушаю плеер, вдохновляюсь.
- То есть, на написание музыки вас вдохновляет сама музыка?
- Зачастую - да. Вообще, нет какой-то одной вещи, которая вдохновляет. Вдохновение - это сам дух, который ты ощущаешь, сочиняя музыку. Опять же, все как с писателями. Ты пишешь и выбрасываешь в помойку, пишешь и выбрасываешь, пишешь и выбрасываешь. А потом, мало-помалу, композиция начинает прорисовываться, и у тебя наконец выходит нечто особенное.
Правда, бывает, что я работаю над одной песней в течение недели или даже двух - изменяю, оттачиваю, «добиваю» ее. А иногда целая композиция рождается всего за десять минут. Тогда думаешь - вау. Откуда это пришло, почему так не случается каждый раз? (смеется) Все выходит просто, легко, без напряжения. Такие песни всегда самые особенные.
- У вас есть какая-нибудь особенная гитара, на которой вы сочиняете музыку?
- Те три гитары, которые я привез на концерт в Москву, мне очень дороги. Это Gibson L-5, еще один Gibson и моя Les Paul. С последней связана история, которая много для меня значит.
Я готовился записывать альбом 6 String Theory, на котором - я знал - будет много блюза. Так что мне нужно попрактиковаться немного в этом жанре. Обычно я играю на Gibson, но мне захотелось взять в руки более подходящую для блюза гитару, Les Paul.
Гитару привезли в мою студию в Лос-Анджелес ровно в тот день, когда Лес Пол скончался. (это случилось в августе 2009 году, Полу было больше 90 лет - примечание редактора)
Вообще, у меня много разных гитар, но действительно важных всего 5-7.
- У вас есть прозвище - Капитан Пальцы (Captain Fingers). А еще как-нибудь вас звали? В школе, университете, еще где-то?
- Многие друзья зовут меня Рит. Это первые буквы моей фамилии. Еще некоторые зовут Лили.
- Вы перепробовали много разных стилей - от фанка до латинской поп-музыки. В обычной жизни тоже любите эксперименты?
- Пожалуй, да! Думаю, в целом у меня достаточно обычная жизнь, тем не менее, я достаточно эклектичен. Если бы мы с вами были знакомы немного ближе, я рассказал немного о своих безумствах… (смеется)
- Я прочла в одном из ваших интервью, что первым концертом, который вы посетили, было выступление Джими Хендрикса…
- Нет, я никогда не слышал его вживую. Одним из первых музыкантов, на концерт которого я сходил, стал джазовый гитарист Уэс Монтгомери.
- А что насчет молодых гитаристов - сейчас в мире много талантливых начинающих музыкантов? Я слышала, вы хвалили Энди МакКи.
- Да, Энди МакКи талантливый парень. Вообще интересных ребят-гитаристов много. Я организую конкурс для молодых исполнителей, в этом году мы получили более 500 заявок. Там 64 категории, так что есть джазовые, блюзовые, рок- и разные другие музыканты.
Называется конкурс 6 Strings Theory, он проводится уже четвертый год подряд. Мы только что закончили подведение итогов. Инвестируем в победителей, предоставляем им возможность выступать на крупнейших джазовых фестивалях мира. Несколько недель назад, в июле, лучшие гитаристы этого года открывали мое шоу на фестивале в Монреале. Кроме того, они получили денежные призы и возможность пойти учиться в престижные музыкальные учебные заведения.
Я не все видео отсматривал лично, у меня есть команда, но то, что видел, мне очень понравилось. В мире огромное количество молодых талантливых гитаристов. И это приятно осознавать.
Анна Теплицкая