В прошлом году музыкант неожиданно для многих уехал жить в Америку. В июне Александру Ляпину исполнилось 58 лет. В эксклюзивном интервью корреспонденту «РГ» он рассказал о причинах эмиграции и о том, как ему живется и играется на новом месте.
Многие музыканты уехали из России в 90-е, когда нужно было как-то выживать. Вы же решили перебраться в США в годы относительного благополучия. Что двигало вами?
Александр Ляпин: Никаких интересных предложений не было, как не было и «относительного благополучия». Просто пришло понимание, что для жанра, который называют «русский рок», я сделал все, что мог. Согласитесь, для становления групп «Аквариум», ДДТ, «Поп-Механики» Сергея Курехина и многих других мною было сделано более чем достаточно. Оставаться в качестве «свадебного генерала» или застольного члена жюри мне было совсем не интересно. Потому пришла пора подумать о музыке, которая интересна мне, о направлениях, которые близки моему сердцу. И корнями она уходит в американское, точнее даже - в афро-американское прошлое.
Потому я переехал, и, более того, уже создал вполне американский, точнее даже - международный, проект с прекрасными, чуткими, профессиональными и независимыми музыкантами. Это трио экспериментальной музыки, жанр которой пока и сам не могу определить. Трактовал бы его для начала, как «free blues», пожалуй… Должен непременно отметить - чертовски интересный эксперимент получается! Грядут фестивали, концерты альтернативной музыки, где мы начнем выступать уже в этом году.
Последние репетиции и джем-сессии убедительно показывают, что аудиторию наша игра «вставляет». Почему же мне не делать то, чем я живу, пока сил полно? Я бывал в Америке много раз и на гастролях и просто в гостях, и не ехал «покорять» ее. Я просто переехал туда, где могу спокойно делать то, что люблю.
Раз уж зашел разговор о русском роке… В одной из серий «Симпсонов» Гомер устроился работать телохранителем. Свою работу он делал из рук вон плохо, потому про него сказали, что такому «не доверят охранять даже русскую рок-группу». Это показательная шутка. Перестроечная волна интереса к нашим группам на западе быстро спала. Ни один из отечественных коллективов там широкого признания так не получил, за исключением экзотики вроде той же тувинской «Ят-Ха». Почему так произошло? У нас разное восприятие, или русские рок-музыканты действительно плохо играют и не хотят учиться?
Александр Ляпин: Вы открыли мне новое имя - «Ят-Ха», спасибо. Непременно исследую вопрос, чтобы ответить на него профессионально. Касательно русских музыкантов скажу одно: очень многие, почти все, играют в «Rock», а не сам «Rock». Не удосуживаются просто понять суть - что же есть настоящий Rock. Большинство любит себя в музыке больше, чем музыку в себе.
Что же такое, настоящий «Rock», как его распознать?
Александр Ляпин: Это и есть одна из тем моего исследования, на которую, кстати, определенного ответа себе я пока тоже не нашел. Просто чувствую, что надо делать, и делаю, от сердца… Знаете, есть Чаша Грааля, на поиск которой можно потратить всю свою жизнь, но так ее и не найти. Это и есть главное определение любого творчества: важна не цель, а процесс поиска. В том и моя жизненная концепция. Можно, конечно, пошутить: не ищи, что не потерял. Но это уже банальность. Как можно не искать кружечку холодного пива с похмелья, если ты давно подсел на алкоголь? Это я вам, как ныне непьющий человек говорю!
Как выглядит ваш стандартный рабочий день сейчас?
Александр Ляпин: Здесь у меня его нет, но есть расписание, которому я, кстати, не всегда успеваю следовать. Есть дни, которые посвящены преподаванию, есть студийные дни, которые я провожу у себя в доме, в своей Garage Recording Studio. Это место, где можно свободно и независимо исследовать музыку. Здесь я поддерживаю и направляю талантливых творческих людей. Это то, что в английском языке называется емким словом coaching. Его можно трактовать, как продюсирование, но лишь частично, поскольку я не продаю то, с чем работаю. Просто помогаю создавать правильно звучащий продукт. Таких людей у меня немного, я избирателен - никогда не возьмусь работать с человеком, если не увижу интересный и богатый творческий потенциал, перспективу сделать реальное искусство. Это-то мне и интересно делать больше всего на сегодняшний день, после непосредственно игры в бэнде.
С кем из маститых зарубежных музыкантов вы общаетесь?
Александр Ляпин: Общаться приходится с неимоверным количеством музыкантов. Фактически все они достаточно «маститые». Но если посвятить здесь или где-либо свою жизнь общению с интересными музыкантами, боюсь, на творчество не останется времени. А у меня его осталось не так уж много… Из старых друзей я по сей день я в активной переписке с Tony Levin, рад, что он меня помнит после нашей мимолетной встречи в Питере. По-прежнему дружен и с Seymour Duncan. Есть у меня в контактах и достаточно известные люди, такие, как Ringo Starr или Joe Walsh, но врожденная питерская деликатность не позволяет мне беспокоить без нужды таких дядек.
Раньше для того, чтобы прослушать новый альбом любимого исполнителя, надо было приложить усилия - найти, накопить деньги, пойти, купить. Теперь все решается одним кликом «скачать». «Таинство» исчезло, не говоря уже качестве звучания. Есть мнение, что формат mp3 похоронит настоящую музыку. Вы согласны с этим печальным утверждением?
Александр Ляпин: Никогда не соглашусь. Музыку не убить никаким «форматом». Она или есть, или ее нет. Форматирование - удел техников и критиков. Они в большинстве своем, как правило, - неудавшиеся музыканты. Что с них взять?! Таинство было и есть - в Творчестве. Таинство было и есть - в Созидании. Таинство было и останется Таинством, потому всегда к нему будет интерес. Так что, качайте!
Справка «РГ»
Александр Ляпин родился в 1956 году в Ленинграде. Учился в музыкальном училище имени М. Мусоргского. С конце 70-х становится участником профессиональных отечественных ВИА. Широкую известность получил в 1982 году, после того, как начал играть в группе «Аквариум». В 90-е годы работал над альбомом группы ДДТ «Черный пес Петербург». Автор многочисленных сольных проектов инструментальной направленности. По версии самых разных музыкальных изданий, является одним из лучших рок-гитаристов России.