Такое незатейливое развлекательное кинцо, как «Круговерть» Марка Фитусси, довольно непривычно видеть в конкурсе международного фестиваля класса А. На две трети своим обаянием фильм обязан играющей главную роль Изабель Юппер, в очередной раз выступающей в амплуа мадам Бовари, но в ее безопасной, диетической ипостаси. Героиня картины - жена нормандского скотовода (Жан-Пьер Дарруссен), страдающая экземой, но еще в большей степени мающаяся от деревенской скуки и от того, что круг ее общения составляют преимущественно коровы.
Чтобы развеяться, романтичная «пастушка», как называет ее обожающий муж, предпринимает двухдневную поездку в Париж под предлогом визита к дерматологу, а на самом деле подбивает клинья к молодому продавцу магазина American Apparel. Когда тот не оправдывает ожиданий, коммуникабельная фермерша быстро переключается на другого. Особой художественной ценности «Круговерть» не представляет, но радует возможностью посмотреть, как великая актриса непринужденно занимается глупостями и носит какую-то нелепую сибирскую меховую шапку с таким видом, словно это королевская корона.
Расслабив зрителя легкоусвояемой «Круговертью», Московский кинофестиваль принялся макать его в артхаусное болото - вслед за фильмом Марка Фитусси в конкурсе потянулись обстоятельные, медленные и задумчивые картины с претензиями на киноискусство, не всегда обоснованными. Напропалую эстетствует в картине «Мой мужчина» (Watashi-No Otoko) японец Кадзуеси Кумакири, рассказывающий о роковом влечении героя к приемной дочери. Видимо, режиссер представляет свое произведение как что-то вроде эротического триллера, но именно сексуальные сцены в этой картине озадачивают своей неуклюжестью и плохим вкусом.
Совсем по другому пути пошли в трагикомедии «Свет моих очей» режиссеры Хакки Куртулуш и Мелик Сарачоглу, которые не стремятся показать свою насмотренность и кинематографическую эрудицию, а наоборот, представляются такими наивными простодушными новичками, только что узнавшими, что фамилия братьев Люмьер означает «свет». Этот свет начинает потихоньку ускользать в самом буквальном смысле от героя, уже ослепшего на один глаз и начинающего терять второй,-- главная режиссерская находка заключается в том, чтобы заставить и зрителей пережить потерю зрения: уже минут через десять после начала фильма экран на три четверти заполняет чернота. Но попытка сформулировать какие-то принципиальные вещи о природе кинематографического зрения у турецких авторов оборачивается банальностями.
Немного украсила конкурс в смысле политкорректности украинская притча «Братья. Последняя исповедь» Виктории Трофименко, в которой национальный колорит имеет немного синтетический, космополитический оттенок, поскольку сценарий основан на шведском романе. Этот тягучий, обстоятельный фильм рассказывает о многолетнем соперничестве двух братьев, которые сначала никак не могли поделить свою мать, потом общую жену и, наконец, сына. Самым умным и находчивым персонажем в итоге тут выглядит женщина, которая ловко играет на разнице пищевых пристрастий: поев у одного из братьев сала с горилкой, она перебирается ко второму, сладкоежке, чтобы откушать десерт. В смысле умения устраиваться в жизни что-то роднит героиню украинского фильма с жовиальной пейзанкой, которую сыграла Изабель Юппер, тоже иллюстрирующая женское превосходство над подслеповатыми мужчинами.
Не очень на высоте оказываются мужчины и в шпионском триллере Антона Корбейна «Самый опасный человек» (A Most Wanted Man) по роману Джона Ле Карре «Особо опасен» - пожалуй, эту картину можно назвать самым заметным разочарованием основного конкурса. Если сравнивать с другими экранизациями Джона Ле Карре, то корбейновская картина не дотягивает по интеллектуальной изощренности и психологической напряженности до фильма Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон» (Tinker Tailor Soldier Spy), хотя играющий в «Самом опасном человеке» главную роль Филип Сеймур Хоффман ничуть не хуже, чем Гэри Олдман в «Шпионе». Для любителей скучноватой, но реалистичной шпионской рутины «Самый опасный человек» станет примерно таким же подарком, как, например, французская «Круговерть» для фанатов крупного рогатого скота, искренне интересующихся подробностями приема сложных родов у нормандских коров.
Лидия Маслова