Знание и понимание юмора Monty Python - это своего рода тест на пробританский снобизм. С Monty Python у нас знакомы гораздо слабее, чем, скажем, с мистером Бином или тем более с Бенни Хиллом. И довольно любопытно наблюдать за тем, как одни комментаторы рунета пытаются передать в репортажах из О2 противоречивое обаяние шоу, а другие призывают их «учить матчасть».
«На динозавров я могу посмотреть и в музее, это шоу для пожилых ностальгирующих англичан»,-- пишет автору этих строк знакомый лондонский русский в ответ на приглашение пойти на Monty Python в O2. «Они были крутые в 60-е, кому они нужны сейчас?» - говорит Мик Джаггер в лукавом проморолике. «Они продали билеты на первый концерт за 40 секунд»,-- отвечает ему секретарь. «Банда дряхлых стариков зашибает бабло, причем лучший из них отдал концы сто лет назад»,-- резюмирует лидер The Rolling Stones. Не нужно обладать особо тонким чувством юмора, чтобы понять, что о его группе можно сказать то же самое. И говорят.
А еще говорят, что Stones хороши до неприличия, все при них, и семидесятилетний Джаггер совершает беговые броски по подиуму, уходящему в толпу. Поэтому некоторые утверждают, что The Rolling Stones - инопланетяне. Monty Python тоже, кажется, не из этого мира. Они прибывают на сцену O2 в телефонной будке, явно отсылая к шоу «Доктор Кто» и аппарату TARDIS, позволявшему перемещаться во времени.
«Лучший из них», Грэм Чепмен, умер от рака в 1989 году. Во время телешоу, посвященного его памяти, коллеги «случайно» разбили урну и рассыпали его прах по полу студии. Сегодня их пятеро. Каждый занимается своими делами. Майкл Пейлин снимает документалки о путешествиях. Терри Джонс пишет детские и исторические книжки. Терри Гиллиам снимает кино, только что вышел его новый фильм «Теорема Зеро». Джон Клиз занят все больше разводами.
Если инициатива собраться для концертов в O2 исходила от самого активного «питона» Эрика Айдла, который неожиданно узнал, что за один вечер в этом зале можно заработать миллион, то в лице голливудской звезды Джона Клиза он нашел самого ярого сторонника. В результате последнего развода господин Клиз остался должен своей экс-супруге £12 млн. На эту тему Айдл и Пейлин радостно шутят в обновленном скетче о судьях-геях: «Это ты занимался разводом Клиза?» - «Каким из?».
Шоу называется «Monty Python живьем (по большей части)» и проходит под слоганом «Один уже того, пятеро на очереди». Фактически это мюзикл в двух отделениях. В исполнении «питонов» звучат все их самые знаменитые песни, которые ничуть не устарели - и «Каждая сперма священна», и «Песня пениса», и «Сядь на мое лицо». К слову, сборник песен из шоу Monty Python только что в очередной раз переиздан, об этом источнике заработка «питоны» тоже не забыли.
Была и приглашенная звезда, каждый вечер другая. Например, корреспондент «Ъ» наблюдал короткое камео актера Саймона Пегга в скетче «Шантаж». Эффектно выглядит кордебалет, который призван, по словам Эрика Айдла, «сгладить присутствие морщинистых стариков, исполняющих старые номера». Номер «Министерство дурацких походок», визитная карточка Monty Python, и вовсе представлен в шоу только средствами кордебалета.
Вот эти «старые номера» и есть основа шоу. Monty Python не стали тащить в O2 декорации фильмов «Житие Брайана» и «Святой Грааль», а ограничились только знаменитыми скетчами «Воздушного цирка», выходившего на BBC в 1969-1974 годах. Чтобы престарелые комики успевали переодеваться за кулисами, на экраны давали старую и новую анимацию Терри Гиллиама. Некоторые сценки демонстрируются на экране в оригинале, например, «Битва при Перл-Харборе в интерпретации Союза женщин Бэтли». С экрана вещает и покойный Грэм Чепмен.
Судить об адекватности исполнения скетчей в O2 действительно сложно, если ты не жил в Британии в последние 40 лет, не просыпался с «питонами», не разговаривал их шутками в быту. Это все равно что показать иностранцу «Кабачок '13 стульев'» или «Вокруг смеха» с Александром Ивановым и спросить, что он думает по этому поводу. Странно также было бы пытаться синхронно переводить тексты непосвященным.
Люди, заполнившие О2 на 100%, пели каждую песню и произносили синхронно с комиками каждую шутку и радовались как дети, когда старики путались в собственных монологах. Ну, а когда у Эрика Айдла в миниатюре «Фото скрытой камерой» в буквальном смысле отклеился ус, восторгу публики не было предела. Похоже, и сами «питоны» считали спонтанность шоу большим его плюсом. Джон Клиз, выйдя из образа, честно признался публике, что не помнит точный текст «Whizzo Chocolate Company», и даже в хрестоматийном диалоге о мертвом попугае «питоны» ухитрились перепутать слова.
Есть две важные вещи, которые появились на свете после того, как на BBC прекратили показывать «Воздушный цирк Monty Python». Это политкорректность и интернет. И новое шоу Monty Python - это не только комедия о старости и деньгах, но и ода свободе от социальных условностей и социальных медиа. Это не значит, что в их старых скетчах не проскакивают приметы времени. Но достаточно послушать, с каким вдохновением зрители в зале поют про сперму, пенисы и китайцев, чтобы понять, что больше им это сделать в общем-то и негде. Не в караоке же. И здесь стоит отдать должное лондонцам - самый стройный хор звучит все же на «Always Look On The Bright Side Of Life», прозрачно-чистой вещи битловского уровня гениальности.