На звуковой карте Москвы фестиваль старинной музыки, да еще и в таких масштабах, появился впервые. Местом действия был выбран нарядный Овальный зал усадебного дворца в Архангельском с весьма подходящей акустикой для исполнения барочных произведений на старинных инструментах. Музыкальный форум, ставший частью новой культурной политики Подмосковья, прошел под патронатом губернатора Московской области Андрея Воробьева.
Добраться до Архангельского в будний вечер - а фестиваль открывался в среду - задача не из легких, даже при условии наличия собственного автомобиля. Возможно, у организаторов еще будет время продумать инфраструктурные тонкости до следующего года, ориентируясь на положительный в этом отношении опыт проходящей здесь же «Усадьбы Jazz». Нынешний фестиваль стартовал в дни, когда Москва била очередной температурный рекорд, а окна в зале приходилось держать закрытыми, чтобы пение местных птиц не отразилось на качестве записи для трансляции, которую вела радиостанция «Орфей», но что все эти детали по сравнению с возможностью услышать великую музыку так, как она вполне могла звучать во времена Вивальди или Генделя?
Старт фестивальной программе дал скрипач Джулиано Карминьола вместе с ансамблем Musica Viva и его бессменным лидером виолончелистом и дирижером Александром Рудиным. Седовласый итальянец играл концерты Антонио Вивальди изящно, трепетно и темпераментно. Деликатные окончания фраз, идеальные трели и четкий штрих синьор Карминьола сочетал с гулким ритмичным потопыванием ногой, тем самым привнося в свое выступление элементы чуть ли не бибопа. Во второй вечер скрипач играл в одиночестве, разбавив Вивальди произведениями Телемана, Иоганна Себастьяна Баха и Генриха фон Бибера. Полностью уйдя в себя, он с помощью своей скрипки работы известного старинного мастера творил пронзительную красоту удивительно аутентичного свойства.
Следующую смысловую вершину фестиваля образовало выступление музыкантов Берлинской академии старинной музыки (Akademie fuer Alte Musik Berlin, или, как называют их поклонники, Akamus). Лауреаты Grammy, дающие более ста концертов в год, вместе с сопрано из Нидерландов Йоханнетт Цомер продемонстрировали кантатную сторону барокко. Вокальную линию подхватила Юлия Лежнева, по праву считающаяся одной из лучших исполнительниц барочной музыки в мире. В сопровождении камерного оркестра Musica Viva госпожа Лежнева мастерски справлялась с россыпью стремительных пассажей, которыми щедро сдабривали свои арии барочные композиторы. Но подлинное величие и тончайшую детализацию оттенков певица продемонстрировала в арии Ипполиты из оперы «Геркулес на Термодонте» все того же Вивальди со столь характерным для барочной эстетики эффектом эха. Феноменальной виртуозности арию Арбаче, написанную некогда Риккардо Броски специально для своего брата, легендарного певца-кастрата Фаринелли, Лежнева спела бесстрашно и эффектно, как и подобает диве высочайшего класса. На бис певица исполнила узнаваемую с первых нот «Lascia ch`io pianga» из оперы «Ринальдо» Генделя.
Итальянскому ансамблю Il Pomo d`Oro из Венеции и его постоянному солисту скрипачу Дмитрию Синьковскому, выступавшим на следующий день, удалось в, казалось бы, уже ставшие мейнстримом «Времена года» Вивальди вдохнуть кипучую жизнь и превратить давно знакомый опус в остросюжетный блокбастер с неожиданным финалом. Музыканты выдавали на пассажах такую безрассудно головокружительную скорость, что позавидовала бы даже Ванесса Мэй. Это не всегда шло на пользу чистоте интонирования, но все огрехи искупались бешеным темпераментом солиста и его мятежной энергетикой. В какой-то момент показалось, что это вовсе и не Вивальди, а вариации на темы его произведений Джона Адамса или Альфреда Шнитке. Сюрприз ждал слушателей в самом финале концерта, когда пружинистый, словно мяч, с рокерскими выбритыми висками и хвостиком Дмитрий Синьковский на бис вдруг запел, обнаружив приятный контратенор.
На закрытии фестиваля старинной музыки выступил титулованный ансамбль Europa Galante под руководством скрипача и дирижера Фабио Бьонди. Названный «Галантной Европой» в честь рафинированной оперы-балета французского композитора Андре Кампра, датированной 1697 годом, камерный оркестр появился в 1990 году и сейчас считается влиятельнейшим интерпретатором итальянской барочной музыки. Для российского дебюта музыканты выбрали произведения, составляющие квинтэссенцию зрелого и позднего итальянского барокко: декоративную Симфонию для струнных фа-мажор Джованни Баттисты Саммартини, трагедийную «La Follia» Франческо Саверио Джеминиани, имя которого почти неизвестно российской публике. Особый интерес вызвала программная остроумная сюита первой половины XVIII века под названием «Burlesque de Quixotte» немецкого музыкального живописца Георга Филиппа Телемана, который одним из первых обратился к роману Сервантеса и создал блестящую светскую зарисовку незадачливого борца с ветряными мельницами. Но свой истинный класс музыканты во главе с темпераментным Фабио показали - надо сказать, предсказуемо - в концертах для скрипки Антонио Вивальди и «Concerto grosso» Арканджело Корелли.