Сравнение с Гластонбери, конечно, не вполне правомерно. Oyafestivalen уже давно проводят не на острове, как в самом начале («oya» в переводе с норвежского «остров»), и в палатках здесь не живут. Фестивальный комплекс из четырех сцен перенесли с берега фьорда в парк «Тойен», расположенный неподалеку от Музея Мунка и граничащий с ботаническим садом. Это склон большого холма в плотно заселенном районе столицы. Граждане вывесили с балконов негодующие транспаранты, некоторые решили съехать на эти выходные из города, но власти пообещали, что шум будет прекращаться ровно в 11 вечера, и люди, передумав, стали зазывать друзей на музыкальное барбекю.
Площадь фестиваля увеличилась в полтора раза. Организаторы с гордостью сообщили о готовности принять до 16 тыс. гостей. В Москве такой расклад едва окупает концерт одной звезды первой величины в «Олимпийском». А в Осло для этих людей поют на протяжении четырех вечеров. Страна дорогая, город малолюдный, и экономику Oya во многом обеспечивает участие спонсоров.
Организаторы запрограммировали для Oyafestivalen ударное начало. Калифорнийская группа Rival Sons в нынешнем сезоне - очередные «новые Led Zeppelin». Коллектив старательно и громко воспроизводит стандартные фигуры хард-рока и ритм-энд-блюза, отлично стимулируя продажи пива. Однако мастерство не компенсирует недостаток харизмы. Ну и уж на фоне живого Роберта Планта, кочующего по фестивалям с неизменным триумфом, босоногий вокалист Джей Бьюкенен в своих просторных штанах на помочах порой выглядел просто смехотворно, несмотря на все правильные ноты.
Queens Of The Stone Age по сравнению с Rival Sons звучали как-то узко и не по-стадионному. Правда, поклонники стоунер-рока утверждают, что Джош Хомм и его коллеги никогда и не пытались на концертах покрыть собою все доступное пространство. Однако от выступления на Oyafestivalen все же ждали чего-то более духоподъемного, все же группе был отдан главный хедлайнерский тайм-слот. Радовал только подбор песен. Queens Of The Stone Age действительно исполнили все самое лучшее.
Следом играли The National. В прошлом году отечественные фанаты сделали для группы целый мини-фильм - мольбу о гастролях в России. Приезд действительно наметился. Однако в апреле 2014 года The National отменили концерты в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве «из-за продолжающегося политического кризиса в регионе». До Москвы американцы доехали только в виде фильма - на фестивале документального кино Film Festival показали ленту «Приняты за незнакомцев». Речь в ней идет о том, как брат вокалиста The National Мэтта Бернингера Том, предпочитающий музыке родственника тяжелый металл, устроился в гастрольную бригаду The National и стал снимать кино о группе.
The National с духовой секцией и программой, составленной из песен со всех альбомов, явно удовлетворили бы своих поклонников в России. Но людям не причащенным, таким как Том Бернингер, все же требуются объяснения насчет того, почему его брат имеет такую преданную паству, будучи на сцене полностью обращен внутрь себя. Собрав стиль из самых разных оттенков депрессии - от Joy Division до Ника Кейва, The National довольно тяжело воспринимаются на больших фестивальных площадках. Разогнаться как следует Мэтту Бернингеру удалось только к середине шоу - к песне «Squalor Victoria» с альбома «Boxer» (2007).
На фоне усталого мизантропа Бернингера светочем искренности и простоты выглядел норвежец Томас Дибдаль, представивший на соседней сцене Vindfruen последний альбом «What`s Left Is Forever». А юная жительница Осло Эмили Николас, чей стиль можно назвать «50 оттенков дрим-попа», выглядела на сцене Sirkus более точной и настоящей, нежели обожаемые прессой суетливые английские новички Jungle. И только лидеры чартов Clean Bandit были равны сами себе. Представьте себе Spice Girls - только со скрипкой и электровиолончелью. Ноги, что называется, сами пускались в пляс.
Говоря о хедлайнерах Oya, стоит отметить, что в таком же или примерно таком составе международные звезды кочуют сейчас с фестиваля на фестиваль (добавим сюда рэп-ветеранов OutKast и соул-певицу Жанель Монэ). Если не верите, загляните в расписание финского Flow или венгерского Sziget. Если на Oya и стоило ехать, то за местными талантами, а также ради посиделок в избушке на острове посреди фьорда с продюсерами, букинг-агентами и журналистами, съехавшимися в Осло со всей Европы.