Вчера, 14 ноября, в Воронеже выступила культовая британская группа The Tiger Lillies - они дали концерт в арт-шоу-ресторане «Balagan City». «Тигровые лилии» - гастролер мирового масштаба. Этот странный мини-оркестр образовался в Лондоне в 1989 году и успещно выступает до сих пор. В музыке The Tiger Lillies слышны отголоски довоенного немецкого кабаре и французского шансона, блюза и цыганщины. Под аккордеон солист Мартин Жак фальцетом распевает абсурдистские, полные черного юмора и пьяной слезы песни.
Их «грязные блюзы» шокируют своей откровенностью и богохульными текстами. Они поют о проститутках и сутенерах, немощных стариках и инвалидах, трансвеститах и фриках, наркоманах, бомжах и неудачниках. О страшных, неприятных и попросту неполиткорректных вещах Мартин поет очень высоким и красивым голосом профессионального оперного певца. Находящееся на грани между шуткой, эпатажем и плохим вкусом творчество группы, их богохульство и «извращенчество» нельзя воспринимать серьезно, тем более, что их самые шокирующие песни, как правило, самые же веселые.
Перед концертом участники группы - солист и аккордеонист Мартин Жак, контрабасист Эдриан Стаут и ударник Эдриан Хьюдж - рассказали о своем творчестве. Правда, объяснения тому, как им удается выпускать по альбому каждый год, при этом гастролировать по всему миру, участвовать в киносъемках и создавать музыку для театральных постановок, в процессе разговора так и не нашлось.
- Мы просто пишем много песен, - пожал плечами Эдриан Стаут.
- Мы очень активные и постоянно пишем песни, потому что не хотим останавливаться и задерживаться. К тому же мы также вовлечены в театральные постановки, и это все время требует новых песен, - добавил Мартин.
В 2005 году The Tiger Lillies выпустили совместный альбом «H**nya» с российской группой Ленинград. Лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров исполняет на нём множество песен Tiger Lillies в художественном переводе на русский, а Tiger Lillies исполняют две песни Ленинграда в переводе на английский. Все песни исполняют музыканты обеих групп.
- С группой «Ленинград» мы познакомились в Петербурге 1999 - они исполняли одну из наших песен в адаптированном виде, потом еще сколько раз встречались с ними, и тогда появилась идея сделать несколько наших песен на русском, а их - на английском, - рассказал Мартин Жак. - Мы просто играли параллельно и смотрели, как можем адаптировать музыку друг друга. Спели несколько их песен на английском и нашли способ взаимодействовать - в целом это было довольно весело. Получилось очень интересное сотрудничество между двумя разными группами, у которых есть что-то общее.
- В 80-е, когда вы создали свою группу, все слушали поп-музыку, а у вас самобытный стиль, совершенно далекий от попа. Как вам удалось не поддаться влиянию тенденций?
- Мы изначально использовали другие инструменты, такие как аккордеон, и не использовали те инструменты, на которых играли в то время, например, синтезатор - и это давало свой звук. Мы искали уникальные вещи - что-то, что отражало бы музыку прошлого, что звучит по-другому, и это, конечно не был ни поп, ни рок, мы пытались получить свое особенное звучание. Эдриан Стаут
С кем бы вы хотели поработать вместе?
Мартин Жак: Мы не думаем о каких-то конкретных людях. Иногда музыканты или кинорежиссеры приходят к нам со своими идеями, и мы соглашаемся с ними работать, но какого-то особого списка у нас нет. Иногда мы думаем что хотели бы поработать с Эдит Пиаф или Луи Армстронгом, но потом упс - понимаем, что их больше нет.
Какой из концертов произвел на вас впечатление, когда вы сами еще не были профессиональными музыкантами?
Эдриан Стаут: В 1977 году я попал на концерт «Рок против расизма». Мне было 14, и это был первый большой концерт, на который я пошел.
Мартин Жак: На меня самое большое впечатление в юности произвел концерт группы Yes - но одновременно с этим я в то время ходил на концерты классической музыки и смотрел пантомимы.
В России сейчас действует закон, по которому представления, кино, телепередачи маркируют определенным возрастом. А какое возрастное ограничение вы бы поставили на свои шоу?
Мартин Жак: Я бы не стал ограничивать. К нам на концерты часто приходят и люди с детьми - вряд ли они что-то понимают, но обычно им весело, так что я не вижу никаких проблем. Вообще я не волнуюсь за детей, я больше волнуюсь за взрослых, они-то все понимают.
Если бы писали песню про Россию, что бы вы в ней рассказали?
Мартин Жак: У нас есть одна песня про Россию, называется «Русские». Она появилась после того, как мы были во Франкфурте в 1996 и оказались на рынке. Там было много русских, которые продавали разные элементы военного обмундирования - бинокли, шляпы, пальто со звездами, и я написал песню об одном из этих людей, он был очень высокий и бы холодно и он пытался прода свою шапку и пальто, из за того что было холодно он выглядел очень грустным, как будто продавал империю, старые символы империи. Русские очень любят эту песню, она историческая, о конце коммунистической эры
Как вы коротаете время во время гастролей?
Мартин Жак: Скажу за нас троих, мы проводим большую часть времени в кроватях, потому что очень устаем. Мы много путешествуем и играем, например, завтра нам надо будет встать в 5 утра, чтобы лететь в Новосибирск, а для этого надо будет сначала попасть в Москву.
Эдриан Хьюдж: Хотя если есть время, мы идем в музеи, например, недавно удалось провести три часа в Эрмитаже.