Вручение наград телеканала MTV едва ли может соперничать в плане интриги с «Грэмми» и больше нацелено на развлечение публики, каждый год раскупающей билеты подчистую в каждый раз новом европейском городе. Так, и ко входу в амстердамский Ziggo Dome выстроились очереди вроде тех, какими может похвастаться столичный «Олимпийский». Над молодой толпой (периодически начинавшей визжать при появлении звезд на «красной дорожке») витал отчетливый сладковатый дымок. Легким наркотикам, легализованным в Голландии, было посвящено немало шуток на предварявшей событие пресс-конференции - и им же выпала честь логически завершить церемонию.
Ведущим европейской музыкальной премии MTV EMA в этом году стал музыкальный эксцентрик Redboo - в недавнем прошлом половина комического дэнс-дуэта, прославившегося хитом «I'm sexy and I know it».
Он соревновался сам с собой в мягком стриптизе - в один из моментов шоу обладатель огромной шевелюры и хипстерских очков буквально процитировал клип своего бывшего коллектива. «Я не был так разодет со времен своей бар-мицвы», - произнес он и одним невероятным движением расстался со строгой двойкой, в которую был одет, оставшись в одних трусах.
Оформление шоу было не менее экстравагантным. Тема европейской музыкальной награды в этом году - «Вне этого мира», и дизайнеры со сценаристами нещадно эксплуатировали инопланетную тему. Ведущий подавал реплики из толпы удивительных персонажей, своим видом напоминавших сбежавшую массовку из сериала «Футурама» - в дикого цвета и фасона прическах, скафандрах и одеждах (среди этой публики был человек, на голову которого был надет работающий телевизор).
Если в «Грэмми» главной номинацией является «запись года» и ее победитель автоматически становится главным артистом года, то награды MTV устроены по-другому. Здесь награждение в категории, которую можно было бы назвать главной, прошло уже на первой минуте.
«Лучшей песней» была названа «Locked Out in Heaven», исполненная гавайским музыкантом Бруно Марсом.
Она оставила позади таких серьезных конкурентов, как Рианна с песней «Diamonds», а также ветеранов умной танцевальной музыки из Daft Punk с композицией «Get Lucky». О популярности последней можно судить хотя бы по тому факту, что ее перепевку (правильнее было бы сказать - ироническую пародию) записал ко Дню полиции хор МВД. Кавер-версия, кстати, завоевала огромную популярность во всем мире - к моменту написания статьи количество просмотров на YouTube перевалило за полмиллиона.
Поп-тяжеловесам в этом году не везло - Кэти Пэрри, выступившая на церемонии со специально поставленным номером, стала лучшей исполнительницей, оставив без награды большую сборную популярных во всех смыслах коллег - Леди Гагу, Майли Сайрус, Селену Гомес и Тэйлор Свифт.
«Это все меня, прямо скажем, удивило, - сказала певица со сцены. - Я сидела в фойе после своего концерта и пила шампанское. И тут вот такое - ничего себе».
У номинантов параллельной мужской категории тоже были поводы для злорадства и едких шуток - «лучшим мужским исполнителем» (так в буквальном переводе звучит название) был назван поп-вундеркинд Джастин Бибер. В голосовании за это звание он оказался удачливее поп-гиганта Джастина Тимберлейка, не так давно вернувшегося к музицированию с двойным альбомом «20\20 Experience», но и двух главных хип-хоп артистов планеты - Jay Z и Эминема.
Правда, последнему едва ли стоило жаловаться - Эминема не только назвали лучшим в хип-хопе, но и вручили ему почетный приз «Всемирная икона».
«Один из самых влиятельных музыкантов мира», - так представили его выход ведущие. Через несколько минут главный белый реппер Америки доказал, что это действительно так: вместе со своим составом он исполнил две песни со своего альбома «Marshall Mathers LP 2» - и это было лучшее выступление этого вечера.
Вторым выступлением, превратившим милое и хорошо поставленное светское мероприятие в стоящий концерт, было выступление Майли Сайрус с композицией «Wrecking Bell». Клип на эту песню стал поводом для изрядного скандала, вынесшего певицу с четырехлетним опытом работы на большой сцене в заголовки газет и интернет-ресурсов: в видео она представала раскачивающейся на стенобитной «груше» обнаженной, за что была раскритикована как коллегами-ревнителями морали, так и музыкальной прессой. Исполнение ею этой полной драматизма вещи без соответствующего видеоряда помогло зрителям расслышать слова - и заодно оценить огромные вокальные возможности представительницы музыкальной династии.
К сожалению, сама Сайрус снова дала повод для скандала.
Выйдя получать награду за лучший видеоклип, она продемонстрировала публике небольшую дамскую сумочку и сообщила: «Награда туда не поместится, зато смотрите, что я нашла». На этих словах она достала сигарету-самокрутку, чиркнула зажигалкой и выпустила дым. Ведущий никак на эту выходку не прореагировал. Была ли в самокрутке марихуана, неизвестно - как неизвестны и последствия этой выходки в случае положительного ответа на этот вопрос: в Голландии употребление травки вне специальных кофешопов карается законом едва ли не более строго, чем в соседних странах. Это фрондерство, надо признать, выглядело совсем неискренне - в Сайрус нет амбиций ни строить из себя контркультурную инди-поп певицу, ни бороться за легализацию «веществ». Кажется, такой эпатаж - просто элемент стратегии, благодаря которому певице впервые за четыре года удалось выйти на всемирный уровень популярности.
А вот сами бывшие провокаторы (или, по крайней мере, имеющие такую репутацию) из старейшего американского панк-состава Green Day вели себя довольно тихо. Правда, на церемонии они не появились, а Джейсон Уайт прислал зрителям сообщение со словами благодарности.
Объявленные лучшими рок-артистами американцы обошли ветеранов 90-х Queens of the Stone Age и совсем классических Black Sabbath, а также популярных земляков из The Killers.
На примере этой номинации интересно наблюдать, как рок-музыка вообще и рок-номинация MTV EMA в частности превращается для устроителей в небольшой жанровый загон, стенки которого тоже трещат по швам. Довольно бесхарактерная группа «30 Seconds to Mars», завоевавшая титул «самой альтернативной за 2013 год», оставила не у дел шотландцев «Франц Фердинанд» и Arctic Monkeys из Шеффлида - два главных события в британском инди-роке за последние лет десять. Еще два года назад эти две команды разорвали бы немногим более модную тусовку, забрав все главные награды. Теперь же им приходится довольствоваться местом в списке на обочине «главного потока», пока по нему едет только мейнстрим-поп и такой же точно, приученный не делать резких движений, рок в исполнении знаменитостей.